Biosea-nn.ru

Женский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Девушка с татуировкой дракона»: чем вдохновлялся Стиг Ларссон • Arzamas

«Девушка с татуировкой дракона»: чем вдохновлялся Стиг Ларссон

Отсылки к героям Астрид Линдгрен, замкнутым пространствам в книгах Дороти Сэйерс и Агаты Кристи, а также женщинам-детективам из романов Кэрол О’Коннелл, Вэл МакДермид, Элизабет Джордж и Сары Парецки. Разбираемся в том, какие книги вдохновили Стига Ларссона

К тому моменту, когда шведский писатель Стиг Ларссон (1954–2004) начал работать над романом «Девушка с татуировкой дракона», который принес ему всемирную славу, у него за плечами была долгая карьера левого журна­листа, антифа­шиста и активиста. Ларссон еще в детстве впитал левые взгляды (его дедушка был коммунистом), а в молодости печатался в левых изданиях и был членом Коммунистической рабочей лиги. Жизнь бросала его в разные места: то он учил, как обращаться с гранатометом, женщин, сражав­шихся за освобождение Эритреи, то изучал опыт революции на острове Гренада. Но главным стержнем жизни Ларссона были борьба против экстремизма и защита прав женщин.

Ларссон много писал о неонацистских шведских группировках, о расизме и антисемитизме. Он много лет сотрудничал с британским журналом Searchlight, а позже решил создать его скандинавский аналог: так возник фонд Expo и одноименный журнал, противостоявшие росту «правого экстремизма и нацизма в школах и среди молодежи».

Почему достаточно успешный журналист вдруг решил написать детектив? Очевидно, он понимал, что увлекательный роман прочитает куда более широкая аудитория, чем подписчики журнала. При этом «Девушка с татуи­ровкой дракона» стала не просто беллетризированным изложением взглядов автора, но увлекательным детективом, ставшим мировым бестселлером и вобравшим в себя множество отсылок к другим книгам.

1. Астрид Линдгрен. «Калле Блумквист»

Казалось бы, знаменитая детская писательница никак не может быть связана с жестким повествованием о серийном убийце и связях бизнеса с мафией. Но как раз отсылки к книгам Линдгрен прежде всего бросаются в глаза. Глав­ного героя, Микаэля Блумквиста, случайно раскрывшего громкое преступле­ние, пресса прозвала Калле Блумквистом — по имени персонажа книг Линдгрен «Знаменитый сыщик Калле Блумквист», «Знаменитый сыщик Калле Блум­квист рискует» и «Калле Блумквист и Расмус». Микаэля раздражало это прозвище, что неудивительно: Калле Блумквист — подросток, который играет со своими друзьями в сыщиков, но при этом раскрывает реальные преступления. Между тем прозвище как будто предсказывает дальнейшие события в книге. Когда миллионер Хенрик Вангер предлагает Микаэлю заняться расследованием событий, произошедших сорок лет назад, тот резонно замечает, что его профес­сия — журналистские расследования и он не детектив. Но после этого, конечно, принимает заказ. Имя самой «девушки с татуировкой дракона» — Лисбет Саландер — напоминает имя подруги Калле Лисандер. Даже характер Лисбет — это более жесткая версия выросшей Евы-Лотты, которая «в храбрости и ловкости не уступит любому мальчишке».

Отсылки к приключениям Калле и Евы-Лотты — это не просто поклон в сторону любимых книг детства. Здесь уже видна важнейшая для Ларссона тема: женщины способны выполнять мужскую работу не хуже (а иногда и лучше) мужчин. Неслучайно роман называется «Мужчины, которые ненавидят женщин». Саландер — не только выросшая , но и выросшая Пеппи Длинныйчулок. Как и Пеппи, она отличается большой силой и ловкостью, может спокойно врать, одевается, мягко говоря, странно и стремится всегда делать то, что ей хочется, а не то, чего от нее ждет обще­ство. Она, как и Пеппи, плохо образованна, но при этом умна. Ее волосы, которые она красит в черный цвет, на самом деле рыжие. Правда, если жизнь Пеппи полна милых и веселых приключений, то жизнь Саландер — это постоянная и жестокая борьба за выживание. Взрослая Пеппи Длинныйчулок вряд ли смогла бы вписаться в реальный мир.

Герои детских книг, превратившиеся во взрослых людей в страшном мире, — только один слой литературных отсылок книги Ларссона. Не забудем, что мы читаем детектив и та загадочная история, которую берется разгадать Микаэль Блумквист, произошла много лет назад на острове, отрезанном от окружаю­щего мира. Конечно же, это сразу напоминает читателям о совсем других книгах.

2. Детективы золотого века

В романе «Сильный яд» впервые появляется главный женский персонаж Гарриет Вейн.

© Brewer and Warren

В сборник вошли рассказы о приключениях мисс Марпл, включая первый рассказ, где появляется этот персонаж, — «Клуб „Вторник“».

© Collins Crime Club

Услышав историю о пропавшей Харриет, Блумквист тут же говорит: «Вероятно, то, что случилось с Харриет, произошло именно здесь, на острове. Круг подозреваемых ограничивается теми, кто находился тут. Так что предстоит разгадать тайну запертой комнаты. Только вместо комнаты будет остров…» Хенрик Вангер отвечает на это: «Я тоже читал романы Дороти Сэйерс». Так мы сразу получаем отсылку к одной из королев английского классического детектива. В книгах Сэйерс описано множество загадочных убийств, произо­шедших при совершенно удивительных обстоятельствах. Так, в «Девяти портных» действие строится вокруг событий, произошедших двадцать лет ранее и так и оставшихся нераскрытыми. Тайна запертой комнаты и тем более остров тут же напоминают читателям о знаменитом романе Агаты Кристи «Десять негритят»: оказавшись на изолированном от остального мира острове, его герои попадают в руки таинственного убийцы.

Ларссон любил романы Сэйерс и Кристи, которые прославились не только невероятно закрученными сюжетами, но и тем, что впервые вывели на стра­ницах своих книг женщин-детективов. Наверное, увидев Лисбет Саландер их героини ужаснулись бы, но именно их поколение пошло по тому пути, по которому Лисбет уйдет намного дальше. Мисс Марпл еще типичная «дама»: она вяжет, болтает с соседками, может при случае попросить рецепт пирога. Однако за поведением, вполне характерным для женщины ее круга в годы, скрывается жесткий и проницательный ум. Гарриет Вейн, героиня нескольких романов Дороти Сэйерс, ближе к Саландер. Как и ее создательница, она училась в Оксфорде, куда так долго не допускали женщин. Она пишет книги, расследует преступления, а выйдя замуж за лорда Питера Уимзи, продолжает заниматься расследованиями, совмещая работу с семьей.

3. Элизабет Джордж

К моменту выхода «Девушки с татуировкой дракона» в 2004 году британская писательница Элизабет Джордж написала больше десятка книг. Их герои-детек­тивы — красавец, аристократ, всеобщий любимец Томас Линли и некра­сивая, невероятно закомплексованная Барбара Хейверс, которая, в отличие от своего партнера и начальника, не училась ни в Итоне, ни в Окс­форде, а закончила обычную государственную школу. Хейверс ужасно одевается, ее мучают семейные проблемы, в прошлом у нее тяжелое детство и смерть любимого брата. До Линли ни один из детективов в Скотленд-Ярде не может сработаться с ней ужасающего характера. С героиней книги Ларссона Хейверс объединяют несовпадение воспитания и образования двух партнеров, тяжелые комплексы, мешающие девушке жить, и в то же время ее острый ум и наход­чивость. Безусловно, без Линли и Хейверс не было бы Блумквиста и Саландер и не случайно Микаэль читает на острове роман Элизабет Джордж.

Читать еще:  Губы после татуажа фото заживления по дням

4. Вэл МакДермид. «Тугая струна», «Последний соблазн»

В «Тугой струне» психолог Тони Хилл и следователь Кэрол Джордан рассле­дуют преступления, совершенные серийным убийцей, насильником и сади­стом, которым в результате оказывается знаменитый телеведущий. Группа, созданная для подготовки профайлеров — людей, составляющих психологи­ческий портрет преступника, — случайно обнаруживает закономерность в исчезновении нескольких девушек и таким образом выходит на знаменитого, обаятельного, занимающегося благотворительностью Джейко Ванса. Ларссону близка идея о том, что для того чтобы разоблачить преступника, нужно понять его образ мыслей: Блумквист читает не только детективы Джордж, но и роман МакДермид. Впрочем, еще важнее для Ларссона другая закономерность, выяв­ленная в романе «Последний соблазн», где убийца — жертва деда-садиста, который, в свою очередь, оказывается жертвой нацистских садистов-психоло­гов. Линия «нацизм — подавление — садизм — сексуальные преступления» проведена здесь совершенно четко.

5. Кэрол О’Коннелл. «Mallory’s Oracle»

Кэти Мэллори, героиня книги Кэрол О’Коннелл, формально служит в полиции, но, как говорят друзья ее приемного отца, «у нее нет врожденного представ­ления о дурном и хорошем». Отец, сам знаменитый полицейский, подобрал девочку на улице, и они с женой пытались научить ее жить нормальной жизнью. Но Кэти только внешне следует правилам, а страсть к воровству удовлетворяет, став гениальным хакером. Она хороша собой, но ее лицо не выдает чувств, а холодные глаза — это глаза убийцы. Лисбет Саландер, по сути дела, Кэти, только без ее красоты. Она тоже невероятно умна, тоже великий хакер, только ей не повезло встретить такого человека, как Луи Марковиц, который воспитал Кэти. Кэти Мэллори — первая из целой череды женщин-детективов, которые уже не вяжут шапочки для внучатых племян­ников, как мисс Марпл, и не пытаются создать семью, как Гарриет Вейн. Они выбрали профессию, в то время считавшуюся исключительно мужской, живут подчеркнуто мужской жизнью.

6. Сара Парецки. «Indemnity Only»

В этом романе американской писательницы в первый раз появляется детектив, которая потом будет действовать во многих ее книгах. В. И. Варшавски предпо­читает, чтобы ее называли по фамилии и, когда один из героев спрашивает, что значит «В. И.», отвечает: «Это мое имя». Только сильно позже читатели узнают, что «В.» — это Виктория. Признаться, что «И.» значит «Имоджена», она не готова. И это не единственное сходство В. И. Варшавски с Лисбет Саландер, которая тоже предпочитает, чтобы ее называли по фамилии. Как и Саландер, она не хочет сближаться с людьми, ее брак развалился через четырнадцать месяцев, так как «некоторые мужчины могут восхищаться независимыми женщинами только на расстоянии». Дома у нее всегда «легкий беспорядок» — не такой ужас, как у Саландер, но и не такая ледяная чистота, как у Кэти Мэллори. Она пьет виски и ест стейки, не думает о своей внешности и не хочет служить в полиции. У нее нет такого расхождения с системой, как у Саландер, но В. И. Варшавски — частный детектив, которая дей­ствует сама по себе и ни от кого не хочет зависеть, как и Лисбет Саландер.

Одинокие, независимые, мучительно прокладывающие свой путь женщины американских детективов, пожалуй, ближе всего к «Девушке с татуировкой дракона». Им нет места в полиции, где, конечно, на первых ролях остаются мужчины. Ларссон с гордостью говорил о том, что вывернул в своей книге привычные социальные роли наизнанку — ведущей силой в расследовании оказывается женщина, которая в итоге спасает своего партнера. Но за свою независимость она платит высокую цену — одиночество.

Девушки с татуировкой дракона и мужчины, которые ненавидят женщин

Строго говоря, девушек, чьи спины украшены татуировками, целых три, хоть это и один персонаж. Лисбет Саландер – героиня романа Ларссона, фильма Оплева 2009 года и фильма Финчера 2011 года. В исходных названиях романа, открывающего трилогию «Миллениум», и шведского фильма ни о каких девушках речи не было. Они назывались «Мужчины, которые ненавидят женщин». Но татуированная героиня решительно вышла на первый план, отодвинув всех мужчин ( в том числе и главного героя) на второй.

Два фильма – шведский и голливудский – практически идентичны. У шведского есть два сиквела, а у голливудского – нет и вряд ли будет: целесообразность съёмок ещё двух копий равна нулю.

Эхо голоса Астрид Линдгрен

Герои романа и фильмов – это повзрослевшие герои автора «Карлсона» Астрид Линдгрен, которым XXI век изрядно потрепал «крылышки». Прототип хакера Лисбет – бойкая Пеппи Длинныйчулок, а Микаэля Блумквиста — Калле Блумквист, неутомимый мальчик-детектив, искатель правды.

Но только нет среди героев добродушного лентяя и сладкоежки Карлсона. Теперь под крышами Стокгольма разыгрываются совсем другие истории – в них мало смеха, нет добродушия, а прошлое не радует, а давит и разрывает сердца на части.

Кто такой Микаэль Блумквист?

Микаэль — журналист издания «Миллениум», который всё время ввязывается в расследования скандальных историй. На момент начала повествования он находится в гуще событий. Микаэль обвинил магната, хозяина корпорации Веннерстрёма, не только в финансовых нарушениях, но и в торговле оружием. Однако «источники» подвели журналиста, и теперь магнат сам обвинил его в клевете и выиграл суд. Здесь сказывается торопливость и доверчивость Микаэля. Он ринулся в бой, не рассчитывая сил и последствий.

Ожидая заключения, «Калле-сыщик» принимает необычное предложение миллионера Вангера, который просит его найти следы племянницы, исчезнувшей много лет назад. Работая над этим делом, он сталкивается с хакером Лисбет. С этого момента журналист становится скорее свидетелем, чем инициатором событий, захвативших его в свой водоворот. И если формально он соглашается на предложение Вангера ради сведений по делу Веннерстрёма, очень скоро становится ясно, что именно в поисках пропавшей Харриет Вангер и кроется главный смысл действия фильма.

Кто такая Лисбет Саландер?

Придумавший Лисбет писатель Стиг Ларссон, будучи подростком, оказался свидетелем изнасилования. Жертву звали этим именем. Он ничем не смог ей помочь, и решил перенести образ на страницы книги. Лисбет – харизматичная, необычная, странная девушка с целым набором фобий и комплексов, формально признанная недееспособной. Вся её жизнь – сплошной кошмар. Неудачный брак матери сделал Лисбет падчерицей бандита; не вынеся издевательств, она убила отчима, попала в спецучреждение, была изнасилована опекуном.

Все офисные работники получили в лице Лисбет мечту и идеал, воплощение всего недоступного и недосягаемого. Угловатая, готичная, похожая на мальчика-подростка, Лисбет одним только внешним видом противопоставляет себя системе. Далеко не все могут разглядеть за её диагнозами, пирсингом и татуировками острый ум, волю и талант. Лисбет намного чище, умнее и уникальнее тех, кто судит о ней «по одёжке». Она умеет мстить, она не торопится и просчитывает каждый шаг. Ранимая в чувствах, она тверда в своём профессионализме. Лисбет — живой гимн феминизму.

Читать еще:  Естественный татуаж губ

Эхо фашизма

Все страны и люди по-разному переживают последствия фашистского прошлого. В Швеции эхо фашизма звучит хоть и приглушённо, но весьма явственно. Многие «богатые и знаменитые» так никогда и не избавились от своих фашистских корней, умело спрятав их под маской внешней благопристойности.

Такова и семья Вангеров, в историю которой погружаются Микаэль и Лисбет. За роскошным фасадом хозяев многомиллионной корпорации скрываются ритуальные убийства, изнасилования и инцест. Пропавшую много лет назад девушку неоднократно насиловали отец и брат, убеждённые фашисты, поэтому она сбежала из дома. Девушка из семьи миллионеров – такая жертва, как и Лисбет, если не хуже.

Видимое благополучие – ничто по сравнению с «изнанкой»; страной правят солидные насильники и убийцы. Под маской предпринимателя скрывается фашист, под маской уважаемого адвоката — извращенец и насильник.

Напарники

Микаэлю и Лисбет удаётся раскрыть дело только благодаря сотрудничеству. Они – словно воплощения цивилизации и хаоса, совершенно непохожи. Их короткий роман прекрасен, но абсолютно невозможен.

Каждый, завершив дело, вынужден вернуться в свою среду, к своим делам: Микаэль – к громким статьям и скандалам, Лисбет – в свой подпольный мир хакерских каверз. Основной смысл фильма – попытка взглянуть на тех, кто на нас не похож, с новой точки зрения, перестать следовать стереотипам и слепо поклоняться внешней благообразности.

Разница между двумя экранизациями

Шведская экранизация кажется более замедленной, чем американская. В американской опущены некоторые детали, отчего она кажется более стремительной. Но при этом шведская длится короче. В этом кроется странное противоречие, потому что в шведском фильме тщательнее передана интрига, расследование выглядит законченным, персонажи раскрыты полнее.

Перед премьерой голливудской версии стало известно, что Финчер изменил концовку; но это изменение оказалось не столь существенным, как все полагали, хотя окрасило характер героини в новые оттенки.

Смысл концовки фильма

В шведском фильме Лисбет навещает Микаэля в тюрьме, дарит ему прощальный поцелуй и неопровержимые доказательства вины Веннерстрёма, которые он не смог получить от Вангера. Веннерстрём уничтожен, Микаэль победил – но исключительно благодаря Лисбет. Она, как всегда, всё решила и всё сделала сама. Опустошив счета преступного миллионера, Лисбет покидает Микаэля.

В американском фильме Лисбет ведёт себя более по-женски и «человечно»: она готовит Микаэлю подарок на Рождество, но, увидев его с другой женщиной, уезжает, выбросив свёрток с подарком в мусорный бак. Этот жест обиженного подростка делает из Лисбет обычную влюблённую девочку, заставшую предмет своих воздыханий с соперницей. В голливудской версии её сердце разбито; в шведской – Лисбет остаётся хозяйкой своей судьбы.

Долгожданный триллер Дэвида Финчера

Изнасилование, хромовый фаллоимитатор, душевные раны. С Рождеством вас!

Проиграв гиблое дело о клевете на известного бизнесмена, опозоренный шведский политический журналист Микаэль Блумквист (Крейг) откликается на предложение богатого промышленника Хенрика Вангера (Пламмер) помочь тому с мемуарами. Вскоре, однако, Блумквист обнаруживает, что Вангер куда больше озабочен поисками убийцы любимой внучатой племянницы, которая исчезла с принадлежащего семье острова в 1966 году.

Кадр из фильма «Девушка с татуировкой дракона»

«Fuck You You Fucking Fucker». Футболка, которую (в паре эпизодов) носит Лисбет Саландер (Руни Мара) в снятой Дэвидом Финчером экранизации бестселлера Стига Ларссона, весьма красноречива. Прежде всего эти слова адресованы оппонентам Финчера, считающим, что Голливуду не следовало делать ремейк фильма Нильса Ардена Оплева (2009) – не потому, что это прямо-таки шедевр кинематографа, а потому, что прежде никому не известная Нуми Рапас в главной роли была чертовски убедительна. Кроме того, футболка очень точно характеризует личность режиссера «Социальной сети». Когда в 2010 году отдельные СМИ с пренебрежением отзывались о его шансах отбить кинопремии у фильма «Король говорит!», Финчер уже отказался от участия в конкурсе красоты и вовсю работал над великолепным, часто мрачным до невозможности, но в остальном почти совершенным триллером.

Кадр из фильма «Девушка с татуировкой дракона»

Изменить финал предложил продюсер Скотт Рудин.

Блумквист посещает продуктовый магазин Sjöström – возможно, это отсылка к шведскому режиссеру Виктору Шёстрёму.

Задача перед режиссером стояла не самая обычная: снять ремейк европейского хита вскоре после премьеры оригинала. Возможно, версия Финчера – именно то, чего книга Ларссона заслуживала все это время: по большей части фильм верен тексту, но компактный и остроумный сценарий Стивена Зэйлляна так хитро ужимает историю и очищает ее от мелких деталей, что сразу видна разница между очень хорошей буквальной экранизацией и захватывающим триллером. И хотя метания Блумквиста по лабиринту сюжета в последние полчаса становятся хаотичными, фильм Финчера фокусируется на вопросе «кто убийца?» – и, что замечательно, избавляется от странного выверта шведского правосудия, позволяющего Блумквисту в конце шведской картины отправиться за решетку.

Кадр из фильма «Девушка с татуировкой дракона»

Вместо этого мы видим опустошенного Блумквиста. Игра Крейга идеально оттеняет последующее ударное появление девушки. Кажется, что все остальные говорят с шведским акцентом, пусть и слабым, и только Крейг произносит реплики наособицу, но, как ни странно, это нисколько не коробит. Сонный взгляд, щетина, оскорбительно немодная фланелевая пижама: Блумквист неярок, по сути, он обыватель, и его, как и других героев фильма, легче легкого переиграть, превратив в фальшивого супермена. Великий Кристофер Пламмер – он прекрасно сыграл также в «Начинающих» Майка Миллза и по-любому ждет номинации на «Оскар» – в этом отношении просто изумителен. Он приглашает журналиста окунуться в мир «грабителей, скряг и недоумков… Это самое жалкое сборище людей на белом свете». После чего оглушает: «Моя семья».

Кадр из фильма «Девушка с татуировкой дракона»

В первый раз Чума (Тони Вэй) появляется в футболке Nine Inch Nails – солист Nine Inch Nails Трент Резнор стал соавтором саундтрека.

Дэниэл Крейг сменил на площадке тридцать пар джинсов Scotch & Soda.

Сама девушка не торопится: Лисбет далеко не сразу дойдет до постели с Блумквистом, который, в свой черед, завязывает бой с неблагополучной семейкой Вангеров. Не желая нарываться на сравнения с Нуми Рапас, Мара играет без оглядки на фильм Оплева. Там, где Рапас замкнута и жестка, Мара по-детски непосредственна и нерешительна. Почти невозможно понять, сколько ее героине лет (о возрасте Лисбет нам по понятной причине не сообщают очень долго). Набросив на голову капюшон, она превращается в 14-летнего мальчика, а когда ее насилует (весьма красочно) опекун, выглядит несовершеннолетней девочкой. Но стоит Лисбет обрести над собой контроль – эту сцену, учитывая разницу в возрасте между ней и Блумквистом, Мара играет блестяще, – как становится видно: перед нами взрослая женщина.

Читать еще:  Виды татуажа бровей фото

Кадр из фильма «Девушка с татуировкой дракона»

Но главное – по «Девушке…» видно, как Финчер отточил индивидуальный стиль, причем, надо думать, сознательно к этому не стремясь. Хотя фильм кажется всего лишь очередным упражнением для поддержания тонуса – вроде «Комнаты страха» или «Игры», – на деле, когда о Финчере будут писать большую книгу, «Девушка…» может занять в ней центральное место. Вкрадчивое, одурманивающее начало выворачивает наизнанку образ Крейга как агента 007; неловкие отношения Блумквиста с дочерью напоминают печальную поэзию «Бенджамина Баттона…»; в решимости Вангера довести дело до конца эхом отзывается упорство Роберта Грэйсмита из «Зодиака»; непреднамеренный, временами комический киберпанковый героизм сильно контрастирует с сухой скептической сатирой «Социальной сети», а еще фильм переполняет животная жестокость «Семи».

Недостатки? Можно спорить об уместности растянутого финала, который возвращает нас к книге и открывает двери для двух возможных/неизбежных сиквелов. Однако тот же финал позволяет снять возникшее по ходу событий напряжение и привести фильм к неожиданно мягкой развязке. Хотя Финчер остается бескомпромиссным профессионалом и не боится жестких эстетических решений – сцены анального изнасилования и пыток не стоит недооценивать, и в целом этот фильм не для слабонервных, – «Девушка с татуировкой дракона» повествует скорее о разбитых сердцах, чем о сломленных людях. Тут оппонентам Финчера придется признать, что он все сделал как надо.

Долгожданный триллер Дэвида Финчера

Изнасилование, хромовый фаллоимитатор, душевные раны. С Рождеством вас!

Проиграв гиблое дело о клевете на известного бизнесмена, опозоренный шведский политический журналист Микаэль Блумквист (Крейг) откликается на предложение богатого промышленника Хенрика Вангера (Пламмер) помочь тому с мемуарами. Вскоре, однако, Блумквист обнаруживает, что Вангер куда больше озабочен поисками убийцы любимой внучатой племянницы, которая исчезла с принадлежащего семье острова в 1966 году.

Кадр из фильма «Девушка с татуировкой дракона»

«Fuck You You Fucking Fucker». Футболка, которую (в паре эпизодов) носит Лисбет Саландер (Руни Мара) в снятой Дэвидом Финчером экранизации бестселлера Стига Ларссона, весьма красноречива. Прежде всего эти слова адресованы оппонентам Финчера, считающим, что Голливуду не следовало делать ремейк фильма Нильса Ардена Оплева (2009) – не потому, что это прямо-таки шедевр кинематографа, а потому, что прежде никому не известная Нуми Рапас в главной роли была чертовски убедительна. Кроме того, футболка очень точно характеризует личность режиссера «Социальной сети». Когда в 2010 году отдельные СМИ с пренебрежением отзывались о его шансах отбить кинопремии у фильма «Король говорит!», Финчер уже отказался от участия в конкурсе красоты и вовсю работал над великолепным, часто мрачным до невозможности, но в остальном почти совершенным триллером.

Кадр из фильма «Девушка с татуировкой дракона»

Изменить финал предложил продюсер Скотт Рудин.

Блумквист посещает продуктовый магазин Sjöström – возможно, это отсылка к шведскому режиссеру Виктору Шёстрёму.

Задача перед режиссером стояла не самая обычная: снять ремейк европейского хита вскоре после премьеры оригинала. Возможно, версия Финчера – именно то, чего книга Ларссона заслуживала все это время: по большей части фильм верен тексту, но компактный и остроумный сценарий Стивена Зэйлляна так хитро ужимает историю и очищает ее от мелких деталей, что сразу видна разница между очень хорошей буквальной экранизацией и захватывающим триллером. И хотя метания Блумквиста по лабиринту сюжета в последние полчаса становятся хаотичными, фильм Финчера фокусируется на вопросе «кто убийца?» – и, что замечательно, избавляется от странного выверта шведского правосудия, позволяющего Блумквисту в конце шведской картины отправиться за решетку.

Кадр из фильма «Девушка с татуировкой дракона»

Вместо этого мы видим опустошенного Блумквиста. Игра Крейга идеально оттеняет последующее ударное появление девушки. Кажется, что все остальные говорят с шведским акцентом, пусть и слабым, и только Крейг произносит реплики наособицу, но, как ни странно, это нисколько не коробит. Сонный взгляд, щетина, оскорбительно немодная фланелевая пижама: Блумквист неярок, по сути, он обыватель, и его, как и других героев фильма, легче легкого переиграть, превратив в фальшивого супермена. Великий Кристофер Пламмер – он прекрасно сыграл также в «Начинающих» Майка Миллза и по-любому ждет номинации на «Оскар» – в этом отношении просто изумителен. Он приглашает журналиста окунуться в мир «грабителей, скряг и недоумков… Это самое жалкое сборище людей на белом свете». После чего оглушает: «Моя семья».

Кадр из фильма «Девушка с татуировкой дракона»

В первый раз Чума (Тони Вэй) появляется в футболке Nine Inch Nails – солист Nine Inch Nails Трент Резнор стал соавтором саундтрека.

Дэниэл Крейг сменил на площадке тридцать пар джинсов Scotch & Soda.

Сама девушка не торопится: Лисбет далеко не сразу дойдет до постели с Блумквистом, который, в свой черед, завязывает бой с неблагополучной семейкой Вангеров. Не желая нарываться на сравнения с Нуми Рапас, Мара играет без оглядки на фильм Оплева. Там, где Рапас замкнута и жестка, Мара по-детски непосредственна и нерешительна. Почти невозможно понять, сколько ее героине лет (о возрасте Лисбет нам по понятной причине не сообщают очень долго). Набросив на голову капюшон, она превращается в 14-летнего мальчика, а когда ее насилует (весьма красочно) опекун, выглядит несовершеннолетней девочкой. Но стоит Лисбет обрести над собой контроль – эту сцену, учитывая разницу в возрасте между ней и Блумквистом, Мара играет блестяще, – как становится видно: перед нами взрослая женщина.

Кадр из фильма «Девушка с татуировкой дракона»

Но главное – по «Девушке…» видно, как Финчер отточил индивидуальный стиль, причем, надо думать, сознательно к этому не стремясь. Хотя фильм кажется всего лишь очередным упражнением для поддержания тонуса – вроде «Комнаты страха» или «Игры», – на деле, когда о Финчере будут писать большую книгу, «Девушка…» может занять в ней центральное место. Вкрадчивое, одурманивающее начало выворачивает наизнанку образ Крейга как агента 007; неловкие отношения Блумквиста с дочерью напоминают печальную поэзию «Бенджамина Баттона…»; в решимости Вангера довести дело до конца эхом отзывается упорство Роберта Грэйсмита из «Зодиака»; непреднамеренный, временами комический киберпанковый героизм сильно контрастирует с сухой скептической сатирой «Социальной сети», а еще фильм переполняет животная жестокость «Семи».

Недостатки? Можно спорить об уместности растянутого финала, который возвращает нас к книге и открывает двери для двух возможных/неизбежных сиквелов. Однако тот же финал позволяет снять возникшее по ходу событий напряжение и привести фильм к неожиданно мягкой развязке. Хотя Финчер остается бескомпромиссным профессионалом и не боится жестких эстетических решений – сцены анального изнасилования и пыток не стоит недооценивать, и в целом этот фильм не для слабонервных, – «Девушка с татуировкой дракона» повествует скорее о разбитых сердцах, чем о сломленных людях. Тут оппонентам Финчера придется признать, что он все сделал как надо.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector