Biosea-nn.ru

Женский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Любовь и шпионаж ова, реж

«Любовь и шпионаж» М.Дунаевского-Н.Денисова, реж. Егор Дружинин

Само зрелище поначалу показалось таким же отстойным, но безумная фея успела в курилке познакомиться с кем-то из продюсеров и он честно ее предупредил, а она меня: первое действие плохое, второе — хорошое. Не то что бы второе прям-таки «хорошее», но в самом деле много лучше первого. Я, признаться, не читал пьесу Лены Греминой «Глаза дня» и даже не видел ее на сцене (она идет в «Театре Луны», но до Луны тоже дойти надо), а сама Лена рассказывала: пьеса — о борьбе двух женщин, одна из которых мечтает стать другой. В либретто Николая Денисова эта идея если и не совсем затерта, то смазана до полной невнятицы, фактически обеих героинь играет одна и та же исполнительница, и в довершении всего эта исполнительница — Лариса Долина, а отсутствие актерских данных и артистического обаяния ей всегда не хватало на сцене даже в качестве эстрадной певицы, которой эти данные необходимы не меньше, чем театральной актрисе, в спектакле же, пусть и в музыкальном, она выглядит в лучшем случае приглашенной вокалисткой, а ведь ее роль, то есть практически две роли — основной элемент всей драматургии мюзикла. Музыкальные номера Дунаевского — в общем, симпатичные, но несколько монотонные, и опять же, неравноценные в первом действии и во втором. Второе, по сути — мини-концерт Долиной, с сольными выходами, с дуэтами, с небольшими интермедиями, с кордебалетом, но на спектакль это похоже мало, зато, в отличие от первого, по крайней мере смотрибельно и не скучно. Егор Дружинин уже делал Долиной ее юбилейный концерт в Кремле пять лет назад:

но будучи человеком, несомненно, талантливым, как минимум в качестве хореографа, полноценный спектакль из предложенного материала ему создать не удалось. Первое действие кое-как держится на актерском мастерстве Харатьяна, второе — на вокале Долиной, но одно с другим так слабо связано, что без первого (а оно еще и почти вдвое короче второго) несложно было бы обойтись. Персонаж Харатьяна под видом кинорежиссера появляется в доме стареющей дивы немого кино Клод Франс, чтобы предложить ей роль Маты Хари, и вместе они разыгрывают сценки из будущей картины, а потом выясняется, что это русский любовник Маты Хари пришел отомстить предательнице за расстрел возлюбленной, но обнаружил, что та жива и что она и есть женщина, которую он невзначай чуть было не убил — для мюзикла сюжет выигрышный еще и за счет некоторой двусмысленности развязки, но из-за путаного либретто, в постоянном присутствии на авансцене тапера, бесконечных перевоплощений одних персонажей в других, не говоря уже о качестве стихов, которые они при этом поют, все действо превращается даже в концерт, а в пародийно-цирковое шоу, где всего чересчур, а чего-то главного недостает. Кстати, в сингапурском эпизоде (Соседушке особо запала в душу рифма «Сингапур-для дур») используются элементы китайского цирка. Но с цирка какой спрос — а тут вроде как театр, требующий мало-мальской убедительности от артистов. Поверить же, будто сыгранная Ларисой Долиной героиня — кинозвезда, супершпионка или хотя бы просто необыкновенная женщина, при всем желании трудно.

Танцевать — это просто

Еще накануне премьеры на сцену Театра Российской армии подвозили декорации, а звукорежиссеры спешно отстраивали мониторы и микрофоны.

Действо было намечено масштабное: с 20 музыкантами оркестра, играющими вживую. С обилием оригинальных сценических решений и кинофрагментами. С меняющими костюмы и амплуа актерами и танцорами. С народными артистами России — Ларисой Долиной и Дмитрием Харатьяном — в главных ролях. Дело, как выяснилось, того стоило.

Женщина такой загадочной и до сих пор абсолютно неизученной судьбы, как Мата Хари, вот уже почти век привлекает внимание драматургов и писателей мира. Красавица и куртизанка и в то же время многоликая шпионка времен Первой мировой войны — она в 2009 году стала главной героиней (актриса Теона Дольникова) мюзикла Евгения Гинзбурга, впрочем, довольно быстро снятого с репертуара. Интриги и хитов в той постановке все-таки не хватало. Исполнителем второй главной роли тогда оказался выбран Эммануил Виторган — замечательный актер, но вокалист не столь значительного диапазона. Композитор Максим Дунаевский, режиссер и хореограф Егор Дружинин и поэт-либретист Николай Денисов пошли другим путем. Они пригласили на роль Маты Хари Ларису Долину — харизматичную эстрадную и джазовую певицу. А главную мужскую роль, после кастинга и совместного обсуждения кандидатур, доверили Дмитрию Харатьяну, уже не раз привольно чувствовавшему себя в жанре водевиля, отменно поющему (и нередко выступающему с сольными концертами под гитару). К тому же завидно нравящемуся уже нескольким поколениям российских женщин. Да и сценарий закрутили одновременно и романтично-сюжетный и детективный, точно следуя избранному названию «Любовь и шпионаж». Впрочем, первое слово оказалось в премьере все-таки определяющим.

Читать еще:  Любовь в женских монастырях
Видео: Сергей Куксин

Начинается новый мюзикл, впрочем, не как привычно для жанра, а неспешно, драматично и тягуче, как во многих детективах Агаты Кристи. 1928 год, отель в Париже. Стареющая в одиночестве актриса, ностальгирующая по прошедшей кинославе и срывающая зло на собственном слуге. Некая словесная перегруженность, потеря темпа и все еще откладывающееся появление интриги и внятного сюжета прерываются лишь с появлением Дмитрия Харатьяна. В новой роли он очень хорош: искрометен, непредсказуем, легко превращается то в журналиста, то в режиссера, то в русского офицера. Именно с его появлением фактически драматический спектакль с первых минут действа занятно превращается в мюзикл. С бесшабашной хореографической работой, с лихими танцами (конечно, Егор Дружинин не обошелся и без столь любимого им степа), затейливым наполнением сцен и массой непредсказуемых находок. Что стоит хотя бы замысел — выпускать время от времени на сцену актрису, исполняющую роль уборщицы. Та скрупулезно и равнодушно подметает за танцующими и поющими исполнителями. А они порой превращают ее то в спортсменку, крутящую сальто на турнике, составленном из ее же метлы, то в киноактрису, а в финале и вовсе расстреливают, поскольку один из окружающих ее мужчин подменил протестующей уборщицей уже обвиненную в шпионаже Мату Хари.

Впрочем, так ли это — остается загадкой, в мюзикле вообще много планов, внезапных ответвлений сюжета, превращений Ларисы Долиной то в увядающую приму кино, то в интригующую и прекрасную Мату Хари. Сценарий закручен и небанален, при этом — что не очень характерно для мюзиклов, обычно служащих цели развлечь, — он еще и умный, кому-то, может, даже покажется — избыточно. Он заставляет задуматься о многих вопросах бытия. Например, над волнующим саму Мату Хари вопросом: стоит ли спасение одного любимого, слепого русского офицера всех тех военных германских или французских кораблей, которые погубили ее шифрограммы? Естественно, за большие деньги, идущие на лечение возлюбленного. Или фразы о том, почему один из героев так и не ушел от жены: он решал, что лучше — быть нелюбимым, но любить или не любить, но быть любимым. А еще урок о том, что «танцевать — это просто, надо только вначале встать на цыпочки». Но главное в этом мюзикле, конечно, работа композитора. Те, кто ценил Максима Дунаевского за шлягер «Непогода» и мюзикл «Мэри Поппинс, до свидания!», будут очень довольны. Остальные — еще больше: в «Любви и шпионаже» тщательно продуманы сквозные зонги, мелодии влекущи и филигранны, а пара композиций наверняка станут народными хитами. В частности, дуэт Долиной и Харатьяна «Русская тоска» или сольная ария певицы «Глаза дня». При этом скрытый финал, когда все ясно и эмоциональные и сюжетные акценты уже расставлены, наступает примерно за 10 минут до окончания мюзикла. Но кто же откажется послушать снова вышедшую на авансцену Ларису Долину с очередным впечатляющим вокальным номером?! Или как Дружинин может обойтись без завершающего танца, в котором масштабно и предприимчиво задействованы все действующие лица «Любви и шпионажа»?! Вот и зрители сочли так же, поздравив актеров с премьерой неутомимыми аплодисментами.

Мата Хари: Любовь и шпионаж

О мюзикле

В некогда шикарной парижской гостиницы живет со своим слу­гой немо­лодая актриса Клод Франс. В неда­в­нем прошлом звезда немого кино, сегодня она всеми забыта — и зри­те­лями, и газетчиками, и кино­продю­серами. В кино пришел звук и вме­сте с ним, по мнению Клод, ушла тай­на. Но однажды в номере кино­дивы появляется нежданный гость. Он предлагает ей глав­ную роль в новом звуковом фильме про Мату Хари — зна­ме­ни­тую танцовщицу и первую в мире женщину-шпионку. Вместе с ге­ро­ями мы оказываемся на съемочной площадке студии «Го­мон» и отправ­ляемся в путешествие во времени. Мата Хари вовсе не хотела стать шпионкой. Она не хотела, чтобы из-за нее падали самолеты, шли под откос военные эшелоны и тонули корабли. Эта хрупкая женщина про­сто мечтала любить и быть лю­бимой.

По ходу действия выясняется, что Клод не только очень похожа на свою героиню, но и много знает о ее жизни и судьбе. После ревнивого мужа-ирландца, который издевался над ней в колониальном Сингапуре, после обедневшего француз­ского гра­фа, ставшего ее спутником в Париже, она встретила свою Боль­шую Любовь.

Читать еще:  Как работать с бывшим любовником

Русский офицер Вадим Маслов после контузии по­те­рял зрение и лечился в парижском госпитале. На его лечение нужны были деньги. Много денег. Именно страстная любовь к молодому офицеру толкнула танцовщицу Мату Хари сначала на панель, а потом — на сотрудничество с гер­ман­ской разведкой.

Как в любом хорошем детективе, за каждым из героев кро­ется тай­на. Похоже, все они не те, за кого себя выдают. Распу­тать хитроспле­тения сюжета и узнать, кто есть кто, зрителю пред­стоит только в финале.

Отзывы критиков

Екатерина Кретова, «Известия»

Спектакль получился настолько талантливым, что фанаты жанра могут с гордостью сказать: это действительно мюзикл. Без всяких компромиссов. Дунаевский и Дружинин стали гарантами того факта, что спектакль «Любовь и шпионаж» сделан по самым «железным» канонам мирового мюзикла. Музыка Максима Дунаевского — не просто череда хитов (хотя и это тоже). Она чрезвычайно драматургична. Егор Дружинин, как и положено в настоящем мюзикле, мыслит пластическими образами. А потому его режиссура насыщена огромным количеством деталей, связанных с движением. На сцене постоянно что-то происходит, каждый участник массовки — индивидуальность со своим характером и историей.

Борис Барабанов, «Коммерсант»

В те времена, когда фильмы с песнями Максима Дунаевского в обязательном порядке показывали на Новый год и на Первое мая, эти песни стали бы безусловными шлягерами.

В мире оперетты (а «Любовь и шпионаж» — это, конечно, оперетта) господин Харатьян чувствует себя как рыба в воде. Не уступает господину Харатьяну и третий ключевой актер спектакля — Алексей Бобров. Из главного актерского трио он единственный, кто постоянно занят в московской индустрии мюзиклов и понимает, что это такое — говорить, петь и танцевать в пространстве одного и того же произведения.

Лариса Долина играет сразу нескольких героинь, но, видимо, задача глубокого актерского перевоплощения перед ней не стояла. Главная ее жизнь — в песнях, и там с драматургией все в порядке.

Несмотря на все использованные ходы советского телетеатра, режиссеру Егору Дружинину не хватило элементарного чувства самоиронии, и в спектакле отчетливо чувствуется дыхание не столько телевизионных «Бенефисов» сколько провинциальной оперетты. Это тем более странно, если вспомнить, что Егор Дружинин недавно получил «Золотую маску» за роль в мюзикле «Продюсеры» — едкой сатире на театральный и музыкальный бизнес.

Александр Алексеев, «Российская газета»

Сценарий закручен и небанален, при этом — что не очень характерно для мюзиклов, обычно служащих цели развлечь, — он еще и умный, кому-то, может, даже покажется — избыточно. Но главное в этом мюзикле, конечно, работа композитора. Те, кто ценил Максима Дунаевского за шлягер «Непогода» и мюзикл «Мэри Поппинс, до свидания!», будут очень довольны. Остальные — еще больше: в «Любви и шпионаже» тщательно продуманы сквозные зонги, мелодии влекущи и филигранны, а пара композиций наверняка станут народными хитами.

Виктория Пешкова, «Литературная газета»

Можно сколько угодно восхищаться Дунаевским-мелодистом, добровольно сдаваясь в плен его музыке, но как только артисты открывают рот, очарованность сменяется раздражением, сдерживать которое становится с каждым тактом все труднее. Разобрать текст сложно, даже когда артисты просто говорят. Все претензии — к звукоцеху. То ли аппаратура их подвела, то ли их собственный профессионализм оставляет желать лучшего. То ли у нас в России одинаково остро стоит проблема и с аппаратурой, и со звуковиками. Потому что аналогичная ситуация наблюдалась мною и на «Монте-Кристо», и на «Красавице и чудовище» .

Ещё одно тонкое место, которое непременно рвется опять-таки в каждом мюзикле, — кордебалет. Для чего ставить канкан, даже если действие происходит в развеселом Париже начала прошлого века, если артисты ансамбля не могут поднимать ноги, во-первых, синхронно, а во-вторых, выше 90 градусов? Синхрон для российских артистов бо-о-о-о-льшая проблема, и Егору Дружинину как профессионалу высокого класса это известно лучше, чем кому бы то ни было. Чечеточный номер и поставлен блестяще, и выполнен филигранно, но на его фоне всё остальное, простите, меркнет.

Дебют Ларисы Долиной в новом для неё жанре можно считать состоявшимся. Хотя похоже, что пока вокальная драматургия ее увлекает больше, чем создание драматического образа героини А вот Дмитрию Харатьяну приходится нелегко. Буквально созданный играть романтических героев, он все силы отдал тому, чтобы в вокальном плане достойно выглядеть рядом со своей партнершей, а драматическая составляющая роли ушла на второй план.

Читать еще:  Лучшие писательницы любовных романов

Анна Галайда, «Ведомости»

Режиссеру Егору Дружинину почти удалось не утратить динамизма в течение трех часов, создав эффектную начинку для музыки Максима Дунаевского. Тем более что работа композитора, курсирующего от французского шансона к русскому городскому романсу и обратно, содержит как минимум два номера с запоминающимися мелодиями.

Менее удачной вышла хореографическая часть спектакля Тем не менее его продукция относится к тем немногим в Москве, где танцовщики умеют профессионально танцевать, а поют певцы, не утратившие голос. Правда, Дмитрий Харатьян, которому достался буквально голливудский шанс предстать в облике взломщика, кинорежиссера, тяжелораненого русского и экс-английского офицера, оказался всего лишь гардемарином на пенсии — романс «Русская тоска» он исполняет с неутраченным мастерством и обаянием, а вот его изящный эксцентризм давно в прошлом.

Лариса Долина, в отличие от своего коллеги, демонстративно отказалась от роскошной тройной роли: она выступает в роли самой себя, роскошной дивы с роскошным голосом. Но именно он и творит чудеса, превращая это качественное, хотя и скучноватое зрелище в настоящее музыкальное событие.

Константин Баканов, «Собеседник»

Когда за дело берутся профессионалы, получается неплохой результат.
В «Любви и шпионаже» есть интересный и лихо закрученный сюжет (в отличие от «Кошек»), отсутствие избыточных «соплей и слюней» (в отличие от «Ромео и Джульетты»), присутствие реальных звездных имен (Вячеслав Петкун в Notre Damm de Paris был звездой сомнительного калибра), качественные песни и отсутствие глупого юмора (коим разочаровали зрителей в We will Rock You).

Анна Гордеева, «Время новостей»

Что хорошего в этом спектакле? Он толково оформлен (Алексей Порай-Кошиц и отдельный поклон художнику по костюмам Александре Тумашовой — никаких идиотских блесток, отличные сочетания цветов, при этом в наряде каждого бродяги и юмор, и игра). Славно сделаны танцномера (Егор Дружинин отвечал за всю постановку, но по целому спектаклю, как говорится, есть вопросы, а по танцам — никаких ). Лариса Долина демонстрирует, что она в отличной вокальной форме. Сюжет действительно любопытен, и следишь за тем, что будет дальше. Замечательно придумана сцена собственно представления Мата Хари в кабаре .

Но, увы, приятности спектакля не смогут вытеснить из памяти более существенных его неприятностей.От стихотворных пассажей автора либретто Николая Денисова, уверенно работающего в стилистике «кровь-любовь», поеживаются уши. Дмитрий Харатьян в ролях «злодеев» так кричит и кривляется, что за артиста становится стыдно. Постановщика в какой-то момент вдруг заносит, и во время дуэта Мата Хари с раненым русским офицером (и музыка Максима Дунаевского, и текст про русскую тоску — замечательный образец влияния псевдовоенного шансона на вроде бы приличных прежде людей) за кроватью несчастного страдальца пляшут люди в красных сарафанах и в противогазах (!) на головах, и ведут на веревочке под колосниками цеппелин, раскрашенный, как матрешка. То есть на спектакле не скучно, но странно. Ощущение глобальной недостроенности, с которой уже ничего сделать нельзя .

Лейла Гучмазова, «Итоги»

Трепетную к детективам публику либретто заворожит Пристойно сделаны танцы; поющий кордебалет не поражает количеством, но радует качеством — все-таки в Москве растет племя универсальных артистов.
Что касается главных манков мюзикла — Ларисы Долиной и Дмитрия Харатьяна, то меньше всего хотелось бы сравнивать их успех, и все же.
Та органичность, с какой бывшая джазовая дива купается в роли, чуть затмевает главную мужскую партию. Публика едва успевает хлопать глазами, упуская причинно-следственные связи. Впрочем, кого там убили, кто смог состариться — не так уж важно. Важно, что, несмотря на неразъемные узлы сюжета, зрелище победило.

Лариса Долина не обманула ожиданий своих поклонников, которые заполонили весь зал Театра киноактера на Поварской. Собственно, только ради великолепного голоса этой певицы и стоило купить билеты на мюзикл «Любовь и шпионаж», который вряд ли станет большим событием в культурной жизни столицы. Несмотря на то, что над его созданием работали знаменитые мастера — композитор Максим Дунаевский и хореограф Егор Дружинин, а на главные роли были приглашены Лариса Долина и Дмитрий Харатьян, в целом постановка получилась довольно тусклой.

С первых же минут в голове возникает назойливая мысль «Где-то я уже это видел и слышал!» Музыка незапоминающаяся, и лишь единственный номер имеет шанс стать настоящим хитом — дуэт Ларисы Долиной и Дмитрия Харатьяна «Русская тоска обрывается пляской. » Дмитрий Харатьян, невероятно артистичный и обаятельный, опять же увы, совершенно теряется на фоне своей партнерши.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector